- Методика раннего музыкального развития статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Освоить скрипку и фортепиано в 3-4 года? Особая методика Судзуки
- Суть методики
- История
- Когда начинать обучение?
- Мифы и правда
Методика раннего музыкального развития
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методика раннего музыкального развития Сузуки.
Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка — это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности, — идеальное время, чтобы развить музыкальность. Слушание музыки должно начаться при рождении.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика раннего музыкального развития Сузуки
ШиничиСузуки был скрипачом, педагогом, философом. Он имел и имеет глубокое влияние на музыкальное образование как в Японии, так и во всем мире. Его подход базировался на принципе, что «музыкальность ‒ это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным ‒ это не сложне, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен». В настоящее время методом Сузуки пользуются десятки тысяч людей, преподавателей, родителей всех национальностей и во всех странах. Когда Шиничи Сузуки скончался в 1998 году, его ученики и последователи во всем мире скорбели о невосполнимой утрате. Вера этого педагога в изумительные способности всех людей и в важность уважения и развития ребенка с помощью любви осталась нам в наследство. Сам метод родился в тот момент, когда Сузуки связал уникальную способность детей с легкостью изучать родной язык с возможностью обучения аналогичным методом игре на скрипке — методом, который он назвал «Рождение таланта». Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что утилитарное обучение музыке ‒ не главная цель его работы. Это лишь путь, чтобы ребенок вырос достойным и благородным человеком: ведь, слушая с самого рождения прекрасную музыку, он в последствии будет стремиться к красоте и гармонии во всех сферах своей жизни.
Особенности метода Сузуки
Более пятидесяти лет назад Сузуки оценил важного того факта, что дети во всем мире легко и непринужденно постигают родную речь, и начал применять основные принципы развития и обучения речи в обучении музыке. К ним относятся постоянное повторение, слушание, родительская поддержка и ответственность. Вообще, роль родителей трудно переоценить ‒ это и лучшие преподаватели (подчас кто-то из родителей специально учится играть на скрипке, чтобы играть малышу ‒ именно там можно дать понять ребенку, чего от него ждут). Мама или папа ходят на урок с малышом и регулярно занимаются с ним дома. Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка — это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности, — идеальное время, чтобы развить музыкальность. Слушание музыки должно начаться при рождении, а формальное обучение ‒ в 3-4 года, хотя, на самом деле, поздно не бывает никогда. Ребенок растет и развивается в языковой среде. Почему бы не сделать музыку таким же окружением ребенка? Можно включать музыку, брать малыша на концерты ‒ с повторным слушанием ребенок уже узнает музыку и легко запоминает. Таким образом происходит абсорбирование музыкального языка наравне с родным. При развитии речевых навыков ребенок, узнав слово и научившись его использовать, не отказывается от него при дальнейшем расширении словарного запаса — так и в музыкальном развитии, ученики повторяют уже пройденные сочинения, постепенно используя все новые навыки и приемы. И дальнейшее введение новых технических и музыкальных концепций в контексте знакомых произведений значительно упрощает этот процесс. Как и в речевом развитии, любое желание и попытка ребенка получить новые знания, любой вопрос должен быть встречен искренней похвалой и поддержкой. Каждый малыш уникален, он идет свои темпом, маленькими шажками преодолевая большой и сложный путь познания и совершенствования мастерства. И в совместном совершенствовании ‒ залог радости и удовольствия для всех ‒ детей, родителей, педагогов. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей также составляют часть метода Сузуки. Для каждого инструмента доктор Сузукиподобрал репертуар, с помощью которого можно осторожно и последовательно развивать как музыкальность ребенка, так и приобретать технические навыки. При этом существует постоянный стимул: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достигнуть их уровня. Известно, что детей советуют учить читать в тот момент, когда они в достаточной степени разовьют речевые навыки. Так и в методе Сузуки очень большое внимание отводится донотному периоду обучения: в это время ребенок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания и законченности музыкальных фраз. Многократные повторения, направленные не на заучивание определенной методики, а на точность самовыражения и раскрытие смысла музыки, дают гораздо больший эффект в плане становления и закрепления технических навыков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее музыкальное развитие ребёнка.
Статья взята из источников интернета, я разбила её на 4 части, это первая. Полезна для педагогов и родителей.
Источник
Освоить скрипку и фортепиано в 3-4 года? Особая методика Судзуки
«Абсолютно в каждом маленьком ребенке заложен огромный потенциал» – так считал Синъити Судзуки, японский музыкальный педагог и скрипач. Своей преподавательской деятельностью он доказал, что музыкальный дар не врожденный талант, а способность, которую можно развить в специальной школе Судзуки. Таких школ тысячи по всей Европе, и с 2014 года они официально начали функционировать в России. На чем же основана методика и в каком возрасте отдавать ребенка на обучение?
Суть методики
Удивительное зрелище – дети 3-4 лет, играющие на скрипке и фортепиано. Методика Судзуки уникальна, благодаря ей малыши в самом юном возрасте демонстрируют развитый музыкальный слух, ловкость в обращении с инструментом, и уже выступают на концертах. Главной особенностью является обучение без нот. Большое внимание отводится постановке рук, правильному звучанию и интонации, законченности музыкальных фраз. Ребенок начинает играть значительно раньше, чем осваивает ноты. Обучение чтению нот начинается после овладения инструментом и усвоением обширного репертуара.
Синъити Судзуки назвал свой подход к обучению «методом родного языка». Он выдвинул идею, что раз ребенок может освоить язык своих родных (каким бы сложным он ни был), то и с музыкой не возникнет проблем. Нужно лишь создать благоприятные условия:
- Начать обучение как можно раньше.
- Постоянно слушать изучаемый репертуар.
- Обучаться игре на инструментах еще до чтения нот.
- Использовать единый репертуар во всех школах Судзуки.
- Перенимать опыт друг у друга (родителей, учителей, сверстников).
- Создать благотворную социальную среду – посещать групповые занятия, концерты, выступления, ездить в летние музыкальные лагеря.
- Вовлечь родителей, чтобы они могли наставлять ребенка за пределами класса.
- Заниматься музыкой ежедневно и систематически.
- Ответственно подойти к выбору педагога.
- Взращивать ребенка с любовью – не только раскрывать и развивать таланты, но и прививать доброту, благородство и чуткость.
В России применяется методика Судзуки для фортепиано, скрипки. Видео о том, как проходит занятие:
В школах Европы есть классы альта, виолончели, контрабаса, фортепиано, арфы, флейты, классической гитары. Обычно первый год дети посещают общие занятия, где знакомятся с разными инструментами, чтобы в дальнейшем выбрать направление уже осознанно.
История
Судзуки Синъити (Синити, Шиничи) стал первым, кто предположил, что ребенок 3-4 лет способен ловко обращаться с музыкальным инструментом. Основу его методики составляют вовсе не научные исследования в области детской психологии или контролируемые эксперименты, а собственный опыт. Синити родился в многодетной семье из 12 детей в 1898 году в Нагое. Его отцу принадлежала фабрика по производству скрипок. Занимаясь семейным делом, мальчик впервые воспылал любовью к музыке в 17 лет, когда услышал игру скрипача Миши Эльмана. А после…самостоятельно научился играть на инструменте.
Справедливости ради, Шиничи Судзуки с 22 до 29 лет учился в Королевской академической высшей школе музыки в Берлине, и с отличием ее окончил. Дальше он вернулся в Токио и занимался преподавательской деятельностью и параллельно играл в струнном квартете со своими братьями. Однако созданию собственного метода для Судзуки положила начало Вторая мировая война, когда музыканту пришлось зарабатывать на крошку хлеба, обучая детей-сирот. Одному из его учеников было 3,5 года. Тогда-то Синити и решил обучать малышей по принципу усвоения родного языка. Его идеи получили широкое распространение и применяются последователями по сей день.
Когда начинать обучение?
Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.
Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.
Мифы и правда
В России мнение о методе Судзуки неоднозначно. Его критикуют именитые музыкальные педагоги, настаивая на непрофессионализме такого подхода к обучению. Но насколько справедливы эти упреки, или, может быть, в них есть разумное зерно? Итак, распространенные мифы и правда:
- Миф №1: «Метод Судзуки на скрипке или любом другом инструменте непрофессиональный». На самом деле это правда. Целью обучения в школе является развитие музыкальности, а не подготовка профессионалов. Но, справедливости ради, только 10% детей впоследствии выбирают музыку в качестве специальности. Школа Судзуки дает отличную подготовку, развивает музыкальное восприятие и помогает освоить инструмент. На практике такие дети оказываются гораздо развитее, чем сверстники, обучающиеся по классической методике с зубрением нот, обязательными экзаменами и отбором «непригодных». А если маленький ученик школы Судзуки увидит свое призвание в музыке, то он всегда сможет (причем с легкостью) поступить в музыкальное училище.
- Миф №2: «Школы Судзуки распространены по всему миру, в том числе в РФ». К большому сожалению, для России характерно завлекать на занятия, используя модные, широко известные названия и имена. Причем либо за основу берется совсем другая методика, либо же хромает качество преподавания. Специальные школы состоят в Ассоциации Судзуки «Воспитание талантов», а сертифицированные педагоги перечислены по именам (список опубликован на официальном сайте).
- Миф №3: «Каждый музыкальный преподаватель может начать обучать детей по методике Судзуки». Нет, это не так. Чтобы преподавать, нужно не только иметь диплом на уровне консерватории или музыкального училища, но и пройти прослушивание на исполнительский уровень и обучиться. Полный курс обучения длительный и составляет 5 лет. Каждый год педагог сдает экзамен, где ему присваивается уровень от 1-го до 3-го. Открыть свою школу Судзуки можно только имея высший уровень, то есть, третий.
- Миф №4: «По принципу Судзуки можно обучаться только в специализированной школе». Совершенно верно. Однако некоторые его идеи можно успешно использовать в домашних условиях. Ежедневно включать ребенку хорошую классическую музыку. Учиться играть на детских инструментах (ксилофон, барабан), добиваясь идеального звучания. Взять уроки скрипки или фортепиано. Музицировать вместе с ребенком или пригласить других детей.
Занятия музыкой всесторонне развивают ребенка. Они улучшают способности к математике, речь, активизируют мыслительные процессы, тренируют интуицию, память. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что идея, приведшая к революционному открытию в мире физики, цитата: «Пришла ко мне интуитивно, под действием музыки, мое открытие есть не что иное, как результат музыкального восприятия». Обучение музыке не являлось главной целью Судзуки. Синити делал акцент на воспитании в малышах чуткости, благородства. Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.
Источник